НОВОСТИ САЙТА ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА НАШИ ДРУЗЬЯ
СТАРЕЦ ПАИСИЙ
"Бог даровал мне прекрасный домик в столь красивом месте, что позавидуют многие богатые, пожелающие иметь такой для отдыха. Что он мой, без ежемесячной арендной платы, из-за которой другие люди столько трудятся. Видел я, что имею ежедневную пищу, не тружусь на фабриках ради нее. Что я в таком месте, где столько хороших братьев. Вообще, у меня были такие помыслы и меня охватила слезная жалость за мою неблагодарность о великих благодеяниях Божиих, и я плакал".
Гора Афон, гора святая, не знаю я твоих красот,
И твоего земного рая, и под тобой шумящих вод.
Я не видал твоей вершины, как шпиль твой впился в облака,
Какие на тебе картины, какой твой вид издалека.
Я не видал, гора святая, твоих стремнин, отвесных скал,
И как прекрасна даль морская, когда луч солнца догорал.
Я рисовать тебя не смею. Об этих чудных красотах
Сложить я песни не умею: она замрет в моих устах.
Одно, одно лишь знаю верно я о тебе гора чудес:
Что ты таинственна, безмерна и недалека от небес.
Внутри у него всегда жила любовь к Богу, происходившая от благодарности за благодеяния Его, и, без усилия, непрестанная молитва. Он поставил единственною целью сердца - ответить, пусть хотя бы в бесконечно малом, на благодеяния Божии.
"Целью твоею да будет очищение души и совершенное покорение ума Божественной благодати. Ради этой цели всегда делай: молись, учись, говори молитву Христову смиренно, сознавая, что имеешь абсолютную нужду в милости Божией и, немногими словами, смотри на духовное свое. Если сотворишь сие, тогда приходит благодать Христова в свое время, в которое она знает, что подобает ей прийти. Только, дабы она пришла, нужно каким-либо способом "подвигнуть" Христа - любовью, добротою и смирением, ибо только
так Он даст благодать Свою".
"Пожелания души упраздняются, когда ее целью является единение с благостью Божией".
"Всем нашим проблемам нужно противостоять терпением, добрым помыслом и смирением, чтобы могла нам помогать благодать Божия".
От Бога Старец ничего не просил, ибо хорошо понял, что Бог через святое крещение даровал ему уже благодать Святого Духа, которая есть все.
"Жизнь человека, который непрестанно питает себя благими помыслами, есть непрестанный праздник".
Любой мог бы с удовольствием заметить, как без усилий - и это по действию благодати, которая "не мыслит зла", - струились из души его, притом даже в худших обстоятельствах, благие помыслы, которыми он "латал" промахи и погрешности других.
"Когда брат имеет испорченный помысел, нам нужно с добротою и смирением постараться его исправить. И это наша обязанность".
- Нужно молиться за других с сокрушением и душевной болью. И этого душа может достичь, когда считает по смиренномудрию, саму себя причиной того, что случается с ближним.
- Но, как вы можете быть виновны за то, что кто-то, например, разводится со своей женой в Афинах?
- Вот говорю себе: "Если бы я был святой, как древние отцы, просил бы у Богу благодати им соединиться и любить, и Бог, обещавший слушать Святых, помог бы им. Но из-за того, что я не святой, Бог меня не слушает. Следовательно, я виноват, что разводится эта семья, и за другое зло, какое бывает". Итак, не сужу иного, но только осуждаю себя за все: тогда Бог помогает.
"Особенность пчелы - находить и садиться на красивое и сладкое. ... И если бы теперь ты поймал эту пчелу и спросил, где есть помойки, она скажет, что не знает. Скажет: "Там есть гортензии, там - розы, там - фиалки, там - мед, там - сахар, там - лукум" - и, вообще, будет знатоком всего доброго и не будет иметь
совершенно никакого понятия о всем злом. Это категория людей - тех, кто имеет добрые помыслы и думают и видят хорошее".
"Вскоре я услышал, что возле келлии мяукает котенок, как бы что хочет. Я было хотел отдохнуть немного, однако смирился и покорил свое желание и сделал послушание котенку. Поднялся и пошел, открыл наружную дверь, посмотреть, что он хочет. Уже начал моросить дождь: котенок забежал, и я положил его на сухое место, чтобы не намок под дождем. Что ты скажешь, нужно ли делать послушание животным, или нет? Меня не смущает помысел, и я делаю послушание и животным".
Старец действительно имел общение с животными, и с деревьями, и с птицами, и со змеями. Но отношение его было особое, не как у нас. Различие Старца с нами было в том образе, с каким действовало его сердце, полное любви. Мы, когда осматриваем птичек, представляем, какой прекрасный был бы плов, в то время как Старец приносил, растирал сухари и кормил их. Мы, и проходя по тропинке, срываем листок от одного дерева, цветок - от другого, ломаем и тонкое деревцо по небрежению или по плохой привычке. Напротив, Старец, когда видел сломанное деревцо, делал маленькую шину и выпрямлял его. Можно увидеть много таких деревьев в том районе, где жил Старец.
"Благочестивый помысел есть абсолютный властелин на страстями."
"Помыслы - как самолеты, летающие по воздуху. Если не придаешь им значения, нет проблем. Мы должны быть внимательны, чтобы не образовался в нас аэродром и они не приземлялись!"
"Почти все мы считаем, что помыслы есть нечто простое и естественное, и потому наивно им вверяемся. Однако не следует им ни вверяться, ни принимать их. В уме и сердце не должно быть абсолютно никакого помысла, ни злого, ни доброго, ибо место сие принадлежит только благодати Божией. Так и мы должны хранить его чистым, и не только от помыслов, но и от малейшего беглого парения. Этого, однако, мы не можем добиться иначе, как только когда от многого любочестия полюбим Христа и вверямся Ему во всем без малейшего колебания! И так смиряемся естественно. И после того, как мы смиримся, естественным является восстановление внутри нас Божественной благодати, которая дается только смиренным".
Старец имел чистоту ума и различал, каково было то решение проблемы, которое хотел Бог для каждого. Случилось, например, что посетили его трое, страдавшие головной болью. Старец "видел", какова причина головной боли у каждого, и соответственно советовал "лекарство". Одному, например, у которого головная боль происходила от проблем с супругой, говорил сходить на исповедь самому и его супруге, другого, у кого головная боль происходила от испорченного зуба, посылал к зубному врачу; третьему, у кого головная боль была связана с пищеварением, советовал есть зелень. Не давал всем аспирин, как делаем мы в большинстве сегодня. И сверх того, то, что он советовал и повторял, было - советоваться обо всем с духовником, а он обещал, что будет молиться, да просветит нас Бог.
"Я когда хочу отдохнуть, молюсь. Познал, что только молитва правильно освобождает от усталости человека. Поэтому молитесь и учитесь".
Старец всегда молился сердцем за весь мир. День посвящал страдающим людям, ночь - Богу, для отдыха оставляя только несколько утренних часов на рассвете. Так он отдыхал после ночного бдения и набирался сил для дневного подвига с болезнующими людьми.
Старец читал Псалтирь ежедневно целиком. Иногда даже разделял ночь на часы: от 9.00 до 10.00, например, читал молитву и молился за всех, кто кончает поздно работу и возвращается домой, чтобы их сохранил Бог; от 11.00 до 12.00 молился за всех путешествующих ночью, чтобы не пострадали в несчастных случаях; от 12.00 до 1.00 - за тех, кто проводил ночь в злачных местах, чтобы Бог помог им уйти. Вообще, молился за все случаи: за тех, кто был в больницах, за поссорившиеся супружеские пары, чтобы пожалел Бог детишек и т.д.
Как Бог покрывает все грехи наши и не порочит нас в мире, так и доброе сердце Старца начало покрывать мало-помалу весь мир.
"Всегда стараюсь не заниматься своей болью. На уме у меня боль других людей, и эту боль делаю своей. Так мы обязаны всегда вставать на место других!"
Старец помог тысячам душ. Весь день с восхода до заката советовал, утешал, разрешал проблемы, изгонял всякое стеснение и наполнял души верою, надеждой и любовью к Богу.
"Внемли, у тебя очень хорошая машина, но ошибаешься в направлении руля. Поэтому, позаботься вернуть руль в правильное направление добрых помыслов. И это сделаешь только ты сам, с Божией помощью. Не может тебе помочь другой, т.к. ты самовластный. Руль только ты сам должен повернуть: в каком направлении - тебе скажет духовник".
- Когда я иду по улице встречаю разных попрошаек. Большинство - цыгане с грязными руками, и они говорят, что у них больные дети, и просят помощи. Помысел искушает меня, что они говорят ложь, и не знаю, что делать? Вы, на моем месте, что сделали бы?
- Один раз, - говорит он, - был я "вне" и пришла одна такая, с ребенком на руках, и просила помощи. Мне стало жалко ее и огорчилась душа моя. Денег было очень мало. Дал я ей пендакосарико и с болью сказал: " Прости меня, но у меня с собой нет больше. Прошу тебя, однако, возьми мой адрес и пришли свой, где живешь. Когда пойду на Гору, исполню и вышлю тебе". Она взяла мой адрес, и я видел, что она была тронута. Через некоторое время она прислала письмо, без обратного адреса, внутри был пендакосарико, который я ей тогда дал, и просила извинить ее, что ввела меня в трудное положение, и благодарила за доброту. Итак, думаю, что и в этом случае, если примешь добрый помысел, не потеряешь, т.к. есть Бог, который соблюдает сердца и дает справедливо каждому.
Любовь Старца забирала всякую страсть и всякую печаль из души и наполняла ее надеждой на Бога, доверием во всем Божественному промыслу и смиренномудрием.
"Вникните с большим желанием в любомудрие".
"Если наш помысел утвержден в вере, никто не может его переменить".
"Пусть верит только, что он - подвизающая душа, и ничего другого. Пусть постоянно ищет милость Божию через молитву, чтобы очистился так и ум его. Насколько, теперь, кто находится в смиренном помысле о самом себе, настолько и благодать пребывает и покрывает его.... Следует внимать лишь тому, что утверждает в смиренномудрии, а не ходить туда-сюда, дабы могла вселиться в нас Божественная благодать".
"Да покорится ум наш полностью Божественной благодати. Христос только одного ищет от нас - смирения. Все остальное потом дает Божественная благодать".
"Только смирением можно прийти в себя и спастись. Только смирение спасает".
Использованная литература: Иеромонах Христодул Агиорит "Старец Паисий".